?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Зимняя велоодежда

На форуме Велопитера я уже неоднократно писал о том, как лучше одеваться зимой. Наконец, решил собрать и обобщить свой опыт в одной мини-статье.

Начну с того, что каждый выбирает одежду под себя, исходя из особенностей своего организма, стиля езды и финансовых возможностей. Но есть некие основные положения, общие для большинства зимних байкеров, которые я в том числе постараюсь донести.

Предполагается, что одежда выбирается для зимних покатушек, когда приходится проводить на морозе до 10 часов. У гонщиков совершенно другие требования к одежде, да и вообще нереально как следует замерзнуть за 30-60 минут непрерывного вкручивания.

Самое главное требование к зимней одежде - это непродуваемость. Относится ко всему - если какая-то деталь продувается, то организм моментально начинает замерзать целиком. Поэтому придется отложить в сторону натуральные ткани и флис/полартек в качестве верхнего слоя - только синтетика, а именно разнообразные мембраны, особенно виндстоппер (т.к. он недорогой и износостойкий). Замечу особо, что какой бы теплой ни казалась одежда из полартека, на хорошем ветру она как будто исчезает и совершенно перестает держать тепло.

С общим правилом одевания слоями я соглашусь лишь частично - в нашем случае средний слой не требуется, по крайней мере, до -10°. Велосипедная одежда должна быть легкой и непродуваемой. Теплой - лишь в области коленей, ладоней и ступней ног, т.к. байкер при езде сам по себе подобен небольшой печке.

Причем чем выше скорость, тем становится теплее (и наоборот), поэтому в зимних покатушках практически нереально заставить группу ехать с одной скоростью (Маша, превед!) - у каждого свой темп, соответствующий, в том числе, и количеству надетой одежды.

Итак, пошли по порядку.

Голова

  • Тонкая виндстопперная полоска Satila (покупается в Терре, Снаряжении)
    Очень полезна при температурах -5...+15°. Компактно складывается, совершенно не занимает места в кармане, в ней не жарко. Недостаток: в ней ничерта не слышно (справедливо для всех мембранных головных уборов).
  • Флисовый воротник-слюнявчик (Терра)
    Защищает горло и верхнюю часть груди от ветра. Для температур ниже +5°. Тоже компактно складывается.
  • Утепленный подшлемник - для серьезных морозов, сильного ветра и т. д.
    Не знаю, где найти, давно не видел нормальных. Должен быть из весьма толстой утепленной мембраны (лучше виндстоппер, на худой конец виндблок). Обычный флис, шерсть и т. д. не катят, т.к. продуваются на раз. Должен плотно обхватывать лицо по периметру и заходить на подбородок. Лоб не должен быть открыт ни в коем случае. Нос-рот должны быть открытыми, иначе будут моментально запотевать очки. С другой стороны, если весь день ехать так при -15, то можно обморозить нос.
    Я использую Bask Thor - там есть съемный "намордник", который я никогда не надеваю, т.к. дико запотевают очки. Подшлемник далеко не идеальный - там зачем-то сделана шнуровка на темени и вообще, очень грубые и давящие на голову швы. Зато голове тепло от -5 до -20°, независимо от ветра.
  • Велосипедные очки
    Без них на морозе глаза слезятся, закрываются от ветра, а при сильном встречном ветре со снегопадом ехать становится вообще опасно. Зимой используются прозрачные линзы (никаких затемненных!), от желтых лично у меня начинает съезжать крыша.
    Очки должны закрывать все поле зрения, иначе толку не будет. Неправильные очки. Правильные очки. Для очкариков есть вариант со вставкой с диоптрическими линзами - я пользуюсь как раз такими.
    Фирма-производитель не принципиальна, нужно только, чтобы в комплекте шли различные линзы, а не только темные.
  • Шлем
    Это даже не обсуждается - зимой падения сами по себе менее опасные, но происходят чаще и есть риск встретить головой дерево, поребрик или байк товарища. Важный нюанс - шлем должен иметь запас регулировке по размеру, чтобы в него влезла голова в толстом подшлемнике.

В целом, голова зимой не мерзнет, если она хорошо защищена от ветра. В противном случае езда может стать невыносимой. Поэтому подшлемник следует брать с собой во все зимние поездки.

Ладони-ступни

Это самые мерзнущие части тела, поскольку они постоянно находятся в неподвижном состоянии под давлением и ударами. Зимой не бывает чрезмерно теплых перчаток и обуви.

  • Легкие перчатки из виндстоппера (Терра, Кант)
    Отлично работают до -5°. Абсолютно не продуваются. Но промокают, поэтому необходимо всегда иметь при себе запасные перчатки на случай, если в падении придется нырнуть руками в снег. При -15° в них можно ехать максимум час.
  • Горнолыжные перчатки
    Не продуваются, не промокают, ОЧЕНЬ теплые. Но при этом слишком толстые, управлять байком в них неудобно. Обычно используются, как аварийный вариант, если более тонкие уже промокли или просто перестали согревать.
  • Ботинки Shimano MT-90
    Примеряются только на теплый двойной носок. Единственный зимний вариант для ездящих в контактах. Легкие, абсолютно не промокают (мембрана Gore-Tex), активно используются 9 месяцев в году (с сентября по май). Но штатная стелька слишком тонкая, поэтому при -15° ноги начинают отмерзать уже после 40 минут езды. Для погод холоднее -5° требуется делать стельку самому или покупать нормальную. Еще один недостаток - голенище слишком низкое, при пешках по снегу ноги промокают за полчаса. Нужны гамаши и/или бахилы.
  • Бахилы Пик-99
    В сочетании с нормальной стелькой позволяют ездить в МТ-90 при -15° без проблем. Кроме того, в этих бахилах можно кратковременно проваливаться в воду по щиколотку (если штаны непромокаемые) и за это ничего не будет. :-) Для пешек ограниченно пригодны, т.к. снег забивается под носок, а при прыгании по поваленным деревьям ткань быстро изнашивается. В общем, для зимних покатушек Полуда-стайл нужны гамаши.

Носки советовать не буду, т.к. сам не ощущаю большой разницы между дорогими термоносками и дешевыми шерстяными. В любом случае, они должны быть теплыми и их должно быть много. Запасная пара + п/э пакеты оказываются незаменимы, если промочить ноги. Провести на морозе с мокрыми ногами хотя бы пару часов врагу не пожелаешь.

Туловище

  • Тельняшка х/б, с начесом и длинным рукавом
    Идеальный вариант по отношению цена/качество. Оптимальная степень теплоты. Проблем с впитыванием пота я не замечал (если правильно одеться, то и не потеешь почти), да и вообще, можно легко взять с собой еще одну и менять, если что. Недостаток - очень сильно садится при стирке и оголяет кисти рук.
  • Термобелье, верхняя часть. То же самое, но в 5 раз дороже.
  • Мембранная куртка (в Канте хорошие, а вообще сложно найти занедорого)
    Ее задача - не продуваться и не промокать (так что виндстоппер не подойдет). Должна быть БЕЗ утеплителя - только тонкая мембрана и сетка под ней, потому что при езде байкер отлично согревает сам себя. Вентиляционные отверстия в рукавах приветствуются, без них весной-осенью жарко. Очень полезны клапан на липучках (вентиляция) и манжеты на липучках (когда тепло - распускаются для проветривания, когда холодно - наоборот затягиваются). Капюшон должен убираться в воротник. Карманов должно быть достаточное количество, а не 1-2 шт. Реальный ценник - от 2500 руб., если попасть на скидки. Куртка-полиэтилен выйдет себе дороже, есть у меня такая... Индорные куртки (Адидас, Рибок и т. п.) отлично продуваются и промокают, в них даже осенью некомфортно.
  • Тонкая кофта из полартека/флиса
    Обычно возится в рюкзаке и надевается в электричке. Реально при езде не нужна примерно до -15°. Удобно, когда молния доходит до самого низа - не нужно снимать головной убор, чтобы надеть кофту. В элке слишком теплой одежды тоже не бывает, поэтому степень утепленности кофты ограничена только ее весом и объемом.

Ноги

Они особо не мерзнут, но особо и не греются при езде. Вот колени очень чувствительны к охлаждению или продуванию - если однажды заболят, то в будущем будут регулярно беспокоить (этим страдают практически все худые байкеры). Так что ездить в продуваемых штанах зимой-осенью нельзя категорически.

  • Виндстопперные велоштаны
    В зависимости от наличия утеплителя, могут быть расчитаны на разные температуры. У меня штаны Biemme, наполовину сделанные из тонкой синтетики. Уже при +5° в них весьма прохладно, термобелье вниз не сильно спасает. В общем, это на самом деле осенняя одежда. Кстати, наличие лямок делает процесс похода в туалет весьма захватывающим, особенно для девушек. ;-)
  • Горнолыжные штаны
    Утепленные, непромокаемые, с "юбками" на штанинах. Должны плотно стягиваться на ноге, причем это относится как к юбке (чтобы не задувало снизу - иначе ноги промерзнут в момент), так и собственно к штанинам (чтобы не попадали в цепь). Такие штаны делаются не для катания на байке, поэтому приходится дорабатывать их самому (или нести в мастерскую), чтобы они стягивались как надо. Ехать довольно непривычно по сравнению с велоштанами, но зато тепло. При педалировании трут коленки, что должно их по идее дополнительно разогревать, но удовольствия не доставляет.
  • Термобелье, нижняя половина
    Используется вынужденно, при температуре ниже -10..-15°. Если штаны нормальные (не продуваются и утеплены), то и без белья хорошо.
  • Велотрусы
    Да, самые обычные летние. Надеваются под горнолыжные штаны, т.к. заботу о пятой точке еще никто не отменял. В случае, если надевается еще и термобелье, получается бутерброд: белье, велотрусы, штаны. Ехать становится еще неудобнее, но колени важнее.
  • Наколенники
    Верхней частью заправляются под велотрусы, нижней на 10 см не достают до носков. Незаменимый летний аксессуар. Зимой можно брать их с собой при "пограничных" температурах, когда в термобелье скорей всего будет жарко, а без него можно застудить колени.

Материалы

Использование любого из нижеперечисленных материалов заметно повышает стоимость изделия (по сравнению с обычным х/б) и добавляет какие-то особые свойства. Нужно это покупателю или нет - решать только ему самому. Описываю только собственные впечатления, хороший обзор технологий в одежде есть на сайте Realbiker.

  • Gore Windstopper
    Недорогая мембрана, громко шуршащая при ощупывании. Обеспечивает полную защиту от ветра, немного тянется и пружинит. Склонна к намоканию, так что от дождя не защитит. Есть варианты разной степени утепленности. Сохраняет свои свойства после многих стирок.
  • Polartec Windbloc
    Толстая очень теплая ткань, хорошо защищающая от ветра. Из-за ее толщины получаются неудобные швы, так что в подшлемниках, ИМХО, более уместен утепленный Windstopper. Стирается нормально.
  • Powertex
    Фирменная мембрана Salewa. Относительно недорогая (в 2-3 раза дешевле Gore-Tex), но быстро теряет свои свойства после нескольких стирок. Требует периодической пропитки водоотталкивающими спреями (кстати, они воняют страшно). Дышит, но практически не продувается.
  • Gore-Tex
    Самая раскрученная и дорогая мембрана. Превращает обычные с виду ботинки в аналог резиновых сапог - можно непринужденно ходить по глубоким лужам, лишь бы только через голенище вода не залилась. Куртка с такой мембраной тоже не промокает (я падал в 30-см лужу без последствий), причем заявлена высокая устойчивость к стиркам (подтвердить или опровергнуть не могу). Сама ткань толще и теплее, чем Powertex, для лета подходит меньше.
  • Thinsulate
    Весьма неплохой утеплитель, тонкий и эффективный.
  • Raintec
    Страшная вещь. Выглядит, как клеенка, не дышит совершенно, при малейших физических нагрузках владелец промокает изнутри. Для спорта непригодно в принципе.

Вообще, если материал похож на полиэтилен, то он скорей всего им и является. И наоборот, тонкая воздушная синтетика не сможет противостоять ветру и воде, даже если из нее сделана куртка Адидас за 6 тыс. руб.


Вот практически всё, что я могу сказать о зимней велоодежде для покатушек. Повторюсь, что здесь очень многое зависит от индивидуальных особенностей байкера, так что мой рецепт нельзя считать универсальным.

Тэги:

Comments

( 8 комментария — Оставить комментарий )
sasha_cheater
Jan. 8th, 2009 05:03 am (UTC)
Нихрена себе как все сложно... О.о Но да, когда я ездил в начале декабря - дал хорошенького дуба, хоть на улице было около -5.
voron_vp
Jan. 8th, 2009 09:50 am (UTC)
Мы при -5 всю ночь сидели под ёлкой, справляли Новый Год. :-)
voron_vp
Jan. 8th, 2009 10:01 am (UTC)
На самом деле, можно не париться с одеждой, а ездить в том, что есть. Но тогда надо быть готовым к тому, что будешь то замерзать, то поджариваться, руки-ноги промачивать и т. д. Я пару зим так отъездил, потом плюнул и начал собирать нормальную одежду.

Вот поехали мы как-то по льду озера под штормовое предупреждение - если бы не подшлемник и очки, я бы там совсем окочурился.
(Deleted comment)
voron_vp
Jan. 11th, 2009 12:55 pm (UTC)
Не пользовал ее, сказать ничего не могу. Читай внимательно, что я пишу.
(Deleted comment)
voron_vp
Jan. 11th, 2009 01:02 pm (UTC)
Это уже от организма больше зависит. Гонщики вон вообще в виндстоппере при -15 ездят и ничего. А гладкость их ног легко может поспорить с твоей и еще неизвестно, кто кого. :-D
voron_vp
Jan. 11th, 2009 01:04 pm (UTC)
И вообще, тебе давно пора продать МТ90 Диане, ей они нужнее! :-P
msh777
Sep. 27th, 2013 03:20 am (UTC)
А почему бы лыжные шлемы не использовать? Они сразу теплые, даже слишком.
voron_vp
Oct. 7th, 2013 04:33 pm (UTC)
Голова-то как раз мерзнет меньше всего. У меня есть лыжный шлем - ни разу не приходило в голову его надевать на велике. Все же разные миры.
( 8 комментария — Оставить комментарий )