VORON (voron_vp) wrote,
VORON
voron_vp

Categories:

Сахалин-2010

Update от 08.08.11: исправил ссылки на трек и карту.

Статистика

  • Сроки похода: 11.09-26.09.2010
  • Расстояние: 695км
  • Набор высоты: 6483м
  • Расходы на билеты туда-обратно: 22500 р.
  • Расходы на еду: около 7000 р. (абсолютно ни в чем себе не отказывали)
  • Как добраться: Аэрофлот, рейс СПб-Москва-Ю-Сахалинск (пересадка в Москве).
    Перевозку байков мы подтвердждали заранее по телефону. Багаж регистрировали сразу до Ю-Сахалинска.

Состав группы

  1. Катя К. aka Katerina Kostjuhina;
  2. Саша С. aka centurn;
  3. Антон П.
  4. Вова Г. aka VORON;
  5. Люба З. aka Lubania.
     

Ссылки

Отчет

Самолет

Раньше я никогда не летал с велосипедом на самолете, но по отзывам, ничего страшного в этом нет. Байки упаковали плотнее, чем обычно, обернули в пенки, привязали колеса. Чтобы бороться с неизбежным перевесом, выложили самые тяжелые неметаллические предметы (палатка, сандали, шина, камеры) в заплечники (которые обычно не взвешивают вообще), в итоге заплечники сравнялись по весу с велоштанами.. Несмотря на это, у каждого получился перевес в 3-5 кг. Путем нехитрых махинаций при взвешивании велосипеда, перевес уменьшили до 2 кг, и на регистрации на него забили.

1,5 плюс 8-часовой перелет - это серьезное испытание для организма. Ноги отекают, все пересыхает, спать малореально. Как экипаж работает в таких условиях - не понимаю. Но на длинном рейсе кормили хорошо, 2 раза. В Южно-Сахалинске при сборке байков выяснилось, что у меня погнут ротор на переднем колесе, пришлось выправлять. В остальном, полет туда прошел без приключений.

Обратно было вообще смешно. В аэропорту выстроилась огромная очередь на регистрацию, а мы там впятером толчемся со своими байками (на каждом было навьючено по 3-4 места груза). Я был первым в очереди, ставлю байк на взвешивание, весы показывают 14 кг, я "уменьшаю" до 12, а сотрудница аэропорта округляет вообще до 10 кг! Дальше ставлю рюкзак, там тоже 10. В итоге, ничей велосипед больше не взвешивали, каждому записали по 10+10 кг груза и отпустили. Больше всего повезло Саше - он запихал все тяжелое и металлическое в велочехол, а велоштаны использовал в качестве ручной клади - регистраторша решила, что он вообще без багажа и записала на него только 10 кг вместо 30, которые он реально на себе пёр (а мы еще удивляемся, почему падают самолеты )).

Из Москвы в Питер летели на маленьком Ан-148. Когда увидели наш самолет, все сразу поняли, почему некоторым долго подтверждали велосипед - аэрофлотовцы очевидно ползали с рулетками по грузовому отсеку. Мы до последнего надеялись увидеть наши байки лежащими на последних сиденьях, но этого не произошло. Очевидно, велосипеды заняли место еды, потому что за весь полет дали только шоколадку и стакан чая. На снижении нас хорошо протрясло, и вообще, полет на маленьком самолете гораздо интереснее, чем на большом Боинге.

Южно-Сахалинск

Город нас удивил. Как будто вырезали самый центр Питера и поместили среди гор. К сожалению, это относится только к плотности движения, а не к архитектуре. Все 3 раза, что мы были в Южно-Сахалинске, мы старались побыстрее выехать из города, потому что езда на байках получалась нервной и опасной. Севастополь в этом плане гораздо приятнее и интереснее.

Дороги

Их мало. Есть небольшое количество шоссе, но на них лучше не соваться - движение такое, как на Приозерском шоссе в субботу. Проезжая часть такая узкая, что мы с Любаней вблизи Южно-Сахалинска ехали по обочине. Кстати, дорожное покрытие на обочине тоже местами заметно лучше, чем на проезжей части. Сахалинские дорожники очень любят "делать" глубокие продольные трещины как раз на краю дороги, для шоссейника это смерть, да и нам приятного мало. Единственное приятное шоссе идет на север от Долинска - вот там да, движения мало, асфальт хороший, рельеф разнообразный.

На Сахалине очень много грейдеров. Страшно пыльные, хотя песка, как такового, мало, преимущественно каменистое покрытие. Движение на них тоже может быть плотным - только успевай зажмуриваться и задерживать дыхание после очередного Камаза, пронесшегося мимо. Джипы носятся вообще на таких скоростях, что камешки звонко молотят по раме и иногда чувствительно стукают в бок. Защитные очки на такой дороге - вещь жизненно важная (а я свои на даче забыл, 100 раз пожалел), респиратор рекомендуется. Кое-где грейдер вырождается в стиральную доску.

Вообще, большинство неасфальтовых дорог здесь имеют каменистое покрытие. Замечу, что я говорю не про булыжник, а про настоящие осколки породы, с острыми кромками! Я бы не стал ездить по Сахалину на легкой гоночной резине, ее банально жалко. Скорее выбрал бы дубовую туристическую, да потолще. И вилку подлиннее.ю поскольку при быстрой езде по этим камням трясет страшно - на одном спуске я впервые отбил себе ступни о педали, хотя скорость была всего 30-35 км/ч (быстрее нельзя - ногам становится совсем больно).

Самый смак здесь - это заброшенные дорожки, ведущие через перевалы, в обход шоссе. Они рельефистые, хорошего качества, но с сюрпризами - то дорога идет по руслу реки, то неожиданно вырождается в тропинку (река подмыла), то приходится делать незапланированный брод из-за рухнувшего моста. Первую неделю ноги у нас, похоже, не просыхали, зато очень весело и интересно. Если грунтовка не с плотным каменистым покрытием, то прямо по ней может идти канава глубиной до 50 см - по ней стекает вода в паводки. Причем канава эта может петлять туда-сюда по дороге, часто приходится резко тормозить и перелезать через канаву, чтобы ехать дальше.

Говен и болот тут фактически нет, что было для нас приятным сюрпризом. Да, мы нашли пару непроезжаемых участков, но длина их была всего по несколько сотен метров.

Ночевки

Все абсолютно не так, как в Ленобласти. Озер мало, на них вообще надеяться нельзя (потому что места обжитые). Горные речушки - это наше все. Почти на каждой речушке можно найти более или менее девственное место для стоянки, несколько раз мы становились вообще в русле речки, вода текла совсем рядом. Речки ессно мелкие и холодные, купаться там тяжело. Из-за того, что к большинству мест стоянки на машине не проехать (грязь по колено, лес, заросли, обрыв и т. п.), безопасность вполне на уровне, да и кому мы там нужны? Но любители чистых озер в сосновых лесах будут разочарованы - на Сахалине мало стоянок, где хочется задержаться надолго.

Единственное исключение - грот в бухте Бурунной, там действительно интересно, красиво и есть, куда сходить. Но пробраться туда через перевал очень тяжело физически, а в плохую погоду - опасно для жизни. Когда в бухте был сбивающий с ног ветер, а мы собирались возвращаться к цивилизации, было предложение записать в Любанином дневнике: "Несмотря на плохую погоду, решили штурмовать перевал..." Кто-то заметил, что такая запись часто бывает последней, но в нашем случае все обошлось (только я себе чуть не выбил глаз бамбуком, без очков там никуда). Зато я еще никогда не бывал на таком ветру - он отчаянно стремился сорвать шлем, а очки вдавливал в глаза. В сочетании с тропинкой шириной 10 см - ощущения незабываемые!

Мы принципиально не ездили по темноте, на ночь становились в 6-7 часов, а в 9-10 уже спали (холодало быстро). Подъем в 8-9 часов (теплело медленно), поэтому проблем с недосыпом уж точно не было. Кстати, в ночевку в бухте Бурунной нам чуть не сдуло палатки - я несколько раз ночью вылезал воткнуть колышки в песок поплотнее, а у Саши они вообще повылетали.

Костры жечь практически не из чего - деревья в основном лиственные, которые бывают либо мокрыми, либо трухлявыми. В последние дни, когда температура вечером вплотную приближалась к 0, мы таки жгли костры из подручного хвороста и найденных бревен.

Последняя ночевка изначально планировалась в гостинице, Любане даже дали контакты наиболее дешевых клоповников Южно-Сахалинска, и мы забронировали 2 номера по 1800 руб. с "удобствами на этаже" в 1-звездочном отеле. Но ближе к концу похода за цивильную ночевку остались только мы с Любаней - она хотела помыться, а я чувствовал, что заболеваю (в палатке ночами было менее 10 градусов). Но когда мы позвонили и узнали, что душ стоит 100 рублей, принципиально решили забить на гостиницу и упасть возле аэропорта. Нашли неплохую полянку у горной речки в 8 км от аэропорта, в черте города (впрочем, телефон там не ловил). Думаю, это идеальный вариант для наших последователей.

Местные жители

Смотрели на нас, как на НЛО. Один мужик сходу угадал, что мы питерские (это на самом деле очень нетрудно), остальные мучили расспросами: "Вы откуда?", "Вы обалдели?", "Куда едете?", "Вы студенты?", "У вас какие-то определенные цели?", "Кто вас отправил в поход?" и еще 100500 вопросов. Некоторые спрашивали, почему мы не набрали спонсоров и не пустили шумиху в СМИ, тогда бы нас в каждом городке встречали и провожали (ИМХО, это был бы ад). Автомобилисты отчаянно сигналили, что лично меня очень раздражало, т.к. звук клаксона однозначно ассоциируется с опасностью. Некоторые притормаживали и вступали в диалог на ходу (правый руль на 99% автомобилей способствует). Неудивительно, что мы старались проскакивать населенку максимально быстро и четко.

Еда

Использовали принцип 4-разового питания, включая "холодные" полдник и обед. Макароны, рис, гречка, тушенка, сгущенка, дошираки, чай в различных сочетаниях. Короче, ничего необычного, нормальная походная пища. Я думал, что на Сахалине все питаются одной рыбой, закусывая икрой, но нифига подобного - магазины такие же, как и у нас, но их ОЧЕНЬ мало. Один раз пришлось быть в автономе 4 дня, а так обычно имели запас еды на 2 дня. В обычных селах магазинов почти нет (наличие ж/д станции еще ни о чем не говорит), закупиться можно только в "стратегических" селах на перекрестках дорог и в городах.

В качестве топлива для готовки доступны бензин и дихлофосный газ. Внушающие доверия заправки мы видели только в Южно-Сахалинске, а так вообще они попадаются раз в 50 км и представляют собой ржавую бочку со шлангами. Даже столичный 92 бензин таки забил мне фильтр в насосе (саму горелку чистили много раз), так что надо быть готовым к таким сложностям. Дихлофосный газ продается в городе за 90 руб., а в некоторых сельских магазинах - по 40-50 руб. Теоретически, можно готовить и на нем, но у нас не было адаптера (да и холодно было для газа). К сожалению, Саше перегнули шланг на горелке, поэтому она работала вполсилы.

Животные

Огромное количество воронов, на Сахалине они заменяют ворон, сорок, галок, голубей, воробьев и частично - чаек. Сидят вдоль дорог на столбах и деревьях, каркают человеческими голосами: "А! А! Ка!" Было забавно, когда по утрам они начинали хлопать крыльями над палаткой и переговариваться между собой на разные лады.

Мы застали конец сезона нереста лососевых. Это ужас. Здоровенные рыбины (до 60-80 см) прутся против течения по речкам глубиной в палец. Скребут брюхом по дну, перепрыгивают мелкие места, набираются сил в глубоких. Ловить можно голыми руками, но испуганная рыбина может моментально пронестись метров 10 по руслу, неважно, какая там глубина (и есть ли вода вообще). После нереста рыбы массово дохнут (на радость мухам, воронам и медведям), их тушками устелены все берега. Вонь такая, что мутить начинает уже через 5 минут.

Одно спасение, что такая жесть была только на юго-востоке, где нам один раз пришлось подняться вдоль реки на 200 м от уровня моря (это около 12 км), пока дохлая рыба не перестала попадаться (спасибо одному водопадику). Один раз видел плотину в месте, где речка вытекает из трубы под дорогой - там была братская могила лосося, а чуть выше плотины мы отлично встали на ночевку. На западном побережье видели только одну речку с рыбой (узнали об этом по запаху, проверять не стали), там даже табличка была, что идет нерест. Общее правило - не становиться на крупных реках.

Видели мишины следы и медвежонка, переходящего шоссе-грейдер рядом с ж/д переездом. С его мамой, к счастью, не познакомились. За быстром спуске я заметил пушисто-полосатого бурундука (или другого грызуна).

Наши велосипеды

В целом, техника показала себя очень хорошо. Проблемы были следующие:

  • Погнутый ротор у меня,
  • Постоянно сдувающаяся вилка RST у Саши,
  • Срезанный болт багажника у Любани,
  • Сдохший уже после прилета обратно орех у Любани,
  • Хронически неработающие тормоза у Кати.

Я решил, что для полноценных походов по Сахалину байк должен быть таким:

  • Прочный и жесткий багажник,
  • Прочные колеса,
  • Шины 2,25" умеренно зубастые, усиленные боковины (типа Alpencross),
  • Вилка в идеале с регулируемым ходом 80-120 мм, очень актуально,
  • Рекомендован амортизированный подседельник.

Карты

Очень хорошую карту Сахалина для Garmin можно скачать здесь (по подробности эквивалентна 500-метровке). Из бумажных использовали старый-престарый 2-км атлас Сахалина, но такого масштаба откровенно не хватало для адекватной оценки сложности гор - так, весьма рельефистая дорожка вдоль западного берега выглядит плоской. Так что наиболее активно мы использовали именно навигатор - искали с его помощью подходящие речки для стоянок, оценивали оставшийся набор высоты и т. д. Возможно, у кого-то в закромах можно найти и бумажную 500-метровку, не знаю.  

Рельеф

На Сахалине горы. Только маленькие. По ощущениям Саши, в другом месте такие же пейзажи и дорожки могли бы быть на высоте порядка 1500 м. Высоты здесь небольшие, около 400 метров, но перевалы вполне взрослые - сильные уклоны, неровные каменистые дороги, узкие тропы. Много где с груженым велосипедом откровенно тяжело (дороги на Великан и на Бурунную). Всего у нас было около 5 сложных дней, каждый из которых по трудозатратам был сравним с подъемом на Ай-Петри в Крыму. Словом, на Сахалине халявы ждать не надо, дороги непростые.

Заключение

Поход нам запомнится надолго. Он был далеко не легким, но интересным и необычным. Узнали много нового, посмотрели на дальневосточную природу. На очереди - Норвегия и Исландия!

Tags: Велопитер, отчет, туризм
Subscribe

  • Велосипедный путеводитель по Исландии

    Я наконец-то завершил сей эпический труд по результатам трёх прошедших походов (в 2011, 2012 и 2014 гг), в котором обобщил весь полученный опыт,…

  • Готов отчёт по Исландии

    Эпический труд, 3 месяца его писал. :) Окунуться Кому лень читать, вот слайд-шоу лучших фотографий из похода:

  • Попасть в Исландию любой ценой

    Предлагаю вашему вниманию главу из моего будущего отчета по велопоходу по Исландии. Сам отчет читать будут наверняка не все, а информация о наших…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments