?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

За 4 года после написания моего первого поста про велоодежду кое-что поменялось, у меня одежды стало больше, качество ее выросло. Некоторые элементы я менял несколько раз, подбирая оптимальный вариант. Делюсь с вами текущим конфигом. Итак, нижеперечисленный комплект одежды закрывает температуры от -30 до +10. Примеры употребления показаны для моего организма (туловище и голова не мерзнут, а руки-ноги - мерзнут, сильно не потею) в туристическом режиме. У других людей всё может быть принципиально иначе.

Обновление от 18 марта 2014 года. Можно считать, что я нашел оптимальный набор зимней одежды - за пару лет добавилась только гортексовая велокуртка.

Голова

  • Шлем - тут всё понятно, зимой упасть проще, чем летом. Вентиляцию затыкать не надо, за согревание головы отвечает головной убор.
  • Полоска виндстопперная - отличный головной убор где-то от -5 до +10, в ней уши защищены от холода и ветра, а при очень сильном морозе ее можно надевать под подшлемник.
  • Подшлемник виндстопперный с отстегивающимся намордником. Нужен в холодную погоду. Теплый, но дышащий и абсолютно непродуваемый. Практика показала, что в реально сильный мороз закрывать лицо всё же нужно, однако постоянно закрытый рот крайне неудобен, с ним сложно дышать и пить-есть, на тряпочке растут кристаллы льда. Поэтому имеем при себе намордник, которым закрывается лицо в сильный холод, а при риске обморожения - еще и нос (но тогда начинают замерзать очки). Представленный на фото дизайн хорош тем, что тряпка не прилегает непосредственно ко рту.
  • Слюнявчик-воротник флисовый - хорошее уплотнение-утепление воротника куртки, носится при температуре ниже +10 градусов. Довольно толстый, совместим не со всеми вариантами одежды.
  • Велоочки. Я не могу ехать в мороз без очков, закрывающих глаза от ветра - сразу застилают слезы. Вдобавок при продирании через кусты надо защищать глаза. Велоочки не пропускают ветер и ветки к глазам, но склонны к запотеванию (и их потом хрен протрешь), если закрывать нос подшлемником. Возможно, в особо плохую зимнюю погоду поможет горнолыжная маска - не знаю, не пробовал.

Руки

  • Перчатки виндстопперные - очень удобны для езды от -5 до +15. Легкие, тонкие, не продуваются совершенно, при намокании сохраняют тепло. Но с мерзлючими руками в них тяжко ехать при холоде, у меня в -15 через полчаса пальцы рук уже не чувствуются. Кроме того, если упасть руками в снег, то перчатки намокнут, и рукам станет холоднее.
  • Перчатки горнолыжные очень теплые - незаменимая вещь при любой минусовой температуре. Даже если не очень холодно, все равно руки иногда начинают сильно мерзнуть (ветер, влага, усталость, мокро-ледяной каркас палатки) - тут и помогут теплые непромокаемые перчатки
  • Трехпалые велоперчатки з какого-то очень мощного и теплого виндстоппера - пальцы сгруппированы по двое (мизинец+безымянный, средний+указательный, большой). В теории очень хороши для велосипеда, а на практике неудобны. Каждый палец сидит в своем кармашке, друг друга они не касаются, поэтому холодно. Делать в них что-либо, кроме как управлять велосипедом (фотографировать, пить-есть и т.д.) - невозможно. В общем, продал с радостью.
  • Перчатки флисовые - продуваются, промокают, для велосипеда непригодны.

(На фото - минус 27 градусов)

Туловище-низ

  • Тельняшка с рукавами и начесом - бюджетный вариант термобелья, всего за 10 евро. получаем хорошую нижнюю кофту.
  • Термобелье легкое - ездим в нем при температурах ниже +5 градусов. Призвано отводить влагу от тела, что и делает с переменным успехом. Для хорошей работы должно облегать тело.

Туловище-середина

  • Кофта флисовая - при езде нужна, когда холоднее -15, зато незаменима на стоянках, в электричке, для сна и т. п. Главное - не пытаться надеть ее без верхней куртки!

Туловище-верх

  • Куртка гортексовая легкая туристическая - отличный осенне-дождливый вариант, также подходит для мягкой зимы. Пока новая, не промокает (первые 2-3 сезона). Но стоит дорого, от 200 евро. Туристическая одежда полезна на стоянках, когда надо нахлобучить капюшон и распихать по карманам всякую мелочь. Но для езды велоодежда удобнее.
  • Куртка гортексовая легкая велотуристическая - новинка в гардеробе. То же самое, но покрой менее мешковатый, часть карманов переместилась на поясницу, сама ткань тоньше, куртка менее теплая. Купил просто в качестве замены предыдущей изношенной куртке.
  • Велокуртка виндстопперная - легкая, теплая, непродуваемая, очень удобная для езды. Работает где-то от -5 градусов и выше в сочетании с термобельем. Можно комбинировать с гортексовой велокурткой. Может противостоять небольшому дождю, но от ливня не спасет. Обычно езжу в этой куртке, а гор-текс надеваю в дождь или вторым слоем - на стоянке (очень удобно, т.к. ничего не надо с себя снимать).
  • Куртка горнолыжная короткая (говнотекс). Для холодной погоды, не выше -5 градусов. Говнотекс очень быстро потерял пропитку и стал промокать, но зимой это не критично (да и прожечь у костра не жалко). Когда холоднее -15, надо надеть флисовую кофту средним слоем.

(На фото - минус 15 градусов)

Ноги

  • Термобелье обычное - носится очень часто, надевается под велоштаны, а в очень холодную погоду - под зимние штаны.
  • Термобелье флисовое - теплое, спать в нем приятно, работает до -10 с велоштанами, но поскольку последние имеют вставки из тонкой ткани, по этим вставкам ощутимо проходит холод.
  • Горнолыжные штаны (говнотекс) + велошорты под них. Раньше я ездил в них начиная с +5, но штаны быстро начали промокать под дождем (а это ОЧЕНЬ плохо), поэтому теперь ношу их только при -5 и холоднее. Не очень хороший вариант для езды, они парусят и сковывают движения, но зато теплые (да и прожечь у костра не жалко). Зато если ненароком попадут под дождь - хочется снять их и ехать просто в шортах. Ношу их в лагере, когда прохладно. Для езды на велосипеде штаны пришлось модернизировать в мастерской - сделать так, чтобы штанины плотно стягивались и не попадали в цепь, а внутренняя "юбка" (она надевается на г/л ботинок) - стягивалась на лодыжке.
  • Велоштаны виндстопперные утепленные - используются от -5 до +20 градусов. Превосходная одежда - они легкие, не продуваются, умеренно-теплые, при намокании не доставляют неудобств, а сохнут очень быстро, буквально за пару часов езды. Оптимальные штаны для езды под любым дождем. Если холоднее +5, нужно под низ надевать термобелье. Недостаток - лямки, зимних велоштанов без лямок почти нет. Еще надо смотреть на структуру ткани - велоштаны могут иметь вставки из тонкой ткани, тогда их можно носить и летом. Если они полностью непродуваемые, то летом в них слишком жарко, зато зимой - в самый раз.

Ступни

  • Ботинки Shimano MT91 с гортексом - наверно, лучшие осенние ботинки, я ношу их 9 месяцев в году, с сентября по май. Непромокаемые совершенно, очень живучие, в них можно месить грязь, шлепать по лужам, прыгать по деревьям, форсировать броды - им всё нипочем. Также выглядят вполне нормально для ходьбы по городу. Недостаток - открытый верх, через который засыпается снег и заливается вода. Также эти ботинки имеют очень холодную стельку, надо утеплять. Не очень теплые, но это компенсируется несколькими носками. Идеально подходят для велотуризма в холодную/мокрую погоду.
    • В качестве чисто зимних ботинок с ними конкурируют Lake MXZ302 (сужу по отзывам), но они хороши только для ЕЗДЫ в хороший мороз. Если лазать в них по говнам осенью и весной, то развалятся за сезон. Довольно специфическая модель для наших широт - на несколько покатушек в году.
    • Стельки войлочные с фольгой - позволяют ощутимо утеплить ботинки.
  • Термоноски (2 пары + 2 запасных). Зимние ботинки обязательно надо брать под 2 пары носков. Я предпочитаю синтетику (термоноски), она лучше переносит издевательства, случающиеся в походах. Ну, и теплее, разумеется.
  • Неопреновые носки - обязательны для бродов. В них очень комфортно ходить по воде с околонулевой температурой, ноги не болят и не грозят почернеть и отвалиться. Тонкие носки (3 мм) можно надевать с ботинками, если бродов много и снимать обувь каждый раз нет смысла. Есть вариант с подошвой, в них  без обуви можно чувствовать себя увереннее.
  • Гамаши Салева - защищают стык ботинка и штанов от попадания снега, не дают попадать в систему широким лыжным штанам. Нужно брать их с собой, если есть снег, иначе будут полные ботинки снега. Очень простые гамаши (без каких-либо регулировок), но удобные и надежные. Пробовал гамаши Терра с кучей веревочек и ленточек - говно полное, начинают промокать во вторую покатушку, а веревочки-ленточки рвутся, залезают в цепь и наматываются на педали.
  • Бахилы ПИК-99 - используются для утепления ботинок, а также для коротких пешек по снегу. По сравнению с гамашами, они разумеется теплее, но изнашиваются при частой ходьбе пешком за пару сезонов. Ходить в них менее удобно, чем в гамашах, особенно по буреломам. Впрочем, конкурирующие неопреновые и тряпочные бахилы рвутся вообще почти сразу, хоть и выглядят красивее.

(На фото - минус 20 градусов)

Материалы хорошие

От ливня

Gore-Tex - водозащитная мембрана. Ткань с такой мембраной защитит от любого дождя, но при этом тело в ней не преет. Нужно только следить, чтобы куртка была с тонкой подкладкой или сеткой, иначе мембрана будет прилегать к телу, что очень неприятно. Мембрана достаточно долговечная в своем классе, 2-3 сезона проживет без проблем. Но ткань очень дорогая, наличие гортекса увеличивает цену изделия в 1,5-2 раза. Гортексовые туристические штаны для езды я не рекомендую - считаю, что велоштаны должны обязательно быть обтягивающими по целому ряду причин.

eVent - говорят, что мембрана хорошая, прямой конкурент гортекса, но я не пробовал, сказать ничего не могу. Мало распространена.

От ветра, холода и небольшого дождя

Windstopper (а также куча материалов со словом Wind в названии, суть одна и та же, ткани такого класса называются софтшелл) - ветрозащитная мембрана. Ткань с ней плотная, мягкая, иногда пушистая, при сминании издает характерный шорох. Изделия получаются теплыми, абсолютно непродуваемыми, при намокании не "превращаются в тыкву", а продолжают работать. В такой ткани можно не обращать внимания на небольшой дождь, а после большого дождя (или брода по пояс) изделие высохнет за пару часов езды по сухому.

Бонус изделий из виндстоппера - весьма гуманная цена и нечувствительность к стиркам (отсюда высокая живучесть). Софтшелл используется практически для всех элементов одежды, вплоть до футболок и шорт

От холода

Флисовая ткань (например, Polartec) - очень пушистая, теплая, мягкая и приятная ткань. Но не вздумайте использовать ее для защиты от дождя или ветра! Например, взятые по ошибке флисовые перчатки вместо виндстопперных в случае дождя могут превратить поездку в ад - помню, как я в электричке зубами стягивал с себя перчатки (пальцы не слушались), после чего отжимал их в углу тамбура. Также если взять флисовку в качестве верхней куртки, то при холодном ветре вам будет казаться, что вы едете вообще голышом. В общем, используйте только по прямому назначению - для утепления.

(На фото - минус 5 градусов)

Плохие материалы

Увы, они же как правило и самые дешевые.
  • Водонепроницаемая ткань типа "клеенка". В ней даже если не двигаться активно, а просто идти по улице, то ткань покрывается слоем воды изнутри в районе плеч, шеи, спины. Для спорта же попросту непригодна. Парадокс: куртка может совершенно не дышать, но при этом промокать под дождем. Клеенчатые штаны удобно использовать в лагере на случай дождя.
  • Обычная ткань с водоотталкивающей пропиткой. Любая пропитка (в том числе и на куртке за 500 долларов) смывается максимум за несколько стирок, а полностью восстановить ее нереально. Только гортекс все равно продолжит работать, а обычный капрон начнет отчаянно промокать. Если на дешевых якобы непромокаемых штанах внутри нет полиуретанового покрытия, то будьте готовы, что они станут промокаемыми через 1-2 дождя. Ехать в таких штанах в дождь - это мазохизм, поверьте. Потоки воды текут в обувь, намокшие отяжелевшие штанины шлепают по ногам, коленки замерзают - в велошортах и то лучше.
  • Индорная легкая ткань. Новички по ошибке могут покупать для велосипеда индорную одежду - да, в ней можно активно двигаться, в отличие от клеенки, но продуваемость и промокаемость ниже плинтуса. Попадете в холодную ветреную погоду или в дождь - можно, например, заморозить коленку и крутить до дома одной ногой...
  • Сюда же относятся джинсы. Новички довольно часто ездят в них на велосипеде, да и на работу на велике ехать в джинсах довольно логично. Так вот, это наверно худший вариант штанов для езды на велосипеде: стесняют движения, натирают, отлично продуваются, мгновенно промокают, сохнут несколько часов. Доходило до того, что летом в особо сильный дождь я не ленился надевать велошорты, чтобы добраться до работы - за 7 минут езды джинсы промокли бы так, что не высохли бы за весь рабочий день.
  • Говнотекс - различные дешевые водозащитные мембраны, им несть числа, у каждого производителя своя. У большинства производителей непромокаемые куртки подороже шьются из гортекса, а подешевле - из говнотекса. Причем характеристики второго, судя по сайтам производителей, могут быть чуть ли не выше характеристик первого (я у Salewa сравнивал Gore-Tex и Powertex). После нескольких стирок говнотекс превращается в обычную промокаемую ткань (см. выше), ресурс его раза в два меньше, чем у Gore-Tex, по моим прикидкам.
В общем и целом, можно сформулировать следующие мысли:
  • Дорогая ткань обычно лучше и долговечнее аналогичной дешевой, это особенно справедливо для водозащитных тканей.
  • Велосипедная одежда идеальна для езды, но не очень хороша для пешек и для лагеря (лямки, почти нет карманов, менее прочная механически).
  • Туристическая одежда идеальна для пешек и лагеря, но не очень хороша для езды (парусит, болтается, стесняет движения, барахло в карманах мешает).
  • Горнолыжная одежда теплая, подходит для езды в сильные морозы. Конечно, она не очень удобная, но на плохо гнущиеся ноги там уже мало внимания обращаешь
  • При выборе одежды для езды не надо зацикливаться на полной непромокаемости - ветрозащитная быстросохнущая одежда может оказаться более подходящей для ваших задач (и дешевле), даже если погода дождливая. Но непромокаемую куртку в межсезонье иметь надо.
  • На обуви экономить нежелательно, да и нет дешевой зимней велообуви.
  • Остерегаться продуваемых и одновременно промокаемых тканей.
  • Синтетическая одежда (а также палатки, спальники и т. п.) прогорает со скоростью 200 долларов в секунду, поэтому лучше держаться подальше от костров.

Тэги:

Comments

( 18 комментария — Оставить комментарий )
eugeny
Nov. 22nd, 2012 04:49 pm (UTC)
http://blog.bogorad.eu/2012/11/winter-clothing.html - вот еще примерно на ту же тему, кажется, адекватно.
voron_vp
Nov. 22nd, 2012 04:57 pm (UTC)
То ж вообще никаким местом не про велосипед.
genebee
Nov. 22nd, 2012 05:07 pm (UTC)
Володя, у тебя есть неточность в формулировке про виндстоппер и софтшеллы.

На самом деле, твоя терминология и принятая терминология различаются на 180 градусов. Windstopper -- это торговая марка фирмы Gore, той же самой, что придумала Gore-Tex. Сам гортекс является одной из разновидностей т.н. хардшелла. Виндстоппер является одной из разновидностей мембранного софтшелла. Второй тип т.н. софтшеллов -- немембранный, где непродуваемость и непромокаемость достигаются за счёт хитрого плетения и пропитки ткани.

В реальности сейчас обе технологии -- и мембранная, и безмембранная, достигли высокого уровня и часто ты хрен отличишь их просто на вид или на дув ртом :)

Я где-то полгода назад изучал тему на буржуйских форумах, тогда запомнил, что собственно виндстоппер является одним из самых плохо дышащих мембранных софтшеллов, при этом довольно дорог (как и всё от Gore :) ) и весьма тяжел.

вот немножко ссылок:
http://my.bigwall.ru/tim/5449/
http://www.gooutdoors.co.uk/expert-advice/softshell-jackets
довольно интересный текст, хотя и весьма экстремистский: http://www.andy-kirkpatrick.com/articles/view/the_best_softshell_in_the_world
voron_vp
Nov. 22nd, 2012 05:40 pm (UTC)
Окей, это я учту в следующей версии. :) В обывательской терминологии виндстоппер это как ксерокс.
genebee
Nov. 22nd, 2012 05:43 pm (UTC)
ну это видать у вас так. у меня все аудтор-друзья говорят софтшелл.

разница диалектов?
voron_vp
Nov. 23rd, 2012 07:39 am (UTC)
Вот, поправил маленько.
genebee
Nov. 22nd, 2012 05:17 pm (UTC)
хм, полез читать последнего мужика и ещё вот накопал: http://www.andy-kirkpatrick.com/articles/view/the_truth_about_breathable_waterproofs
voron_vp
Nov. 22nd, 2012 05:42 pm (UTC)
Ой, вот когда вижу статью с заголовком "Вся правда о..." - как раз тогда и становится страшно. :)
genebee
Nov. 22nd, 2012 05:43 pm (UTC)
не, просто мужик слегка графоман. в остальном по делу)
snakehunter
Nov. 22nd, 2012 07:43 pm (UTC)
купил в секонде лёгкие типа летние мациклетные штанцы... в голень снутри вставляются удобные щитки, на бедрах молнии-клапаны для вентеляции... в общем идеально сидящие, с узкой штаниной снизу, легко чистятся, не продуваются , не мокнут на заднице в седельной части вставка от скольжения. очень удобно именно для велика. про вело-трико забыл вообще)))
voron_vp
Nov. 23rd, 2012 07:41 am (UTC)
А если в брод по пояс залезть, то через сколько высохнут?
snakehunter
Nov. 23rd, 2012 06:30 pm (UTC)
кстати довольно быстро сохнут. проверил уже)))
gonesma
Nov. 23rd, 2012 06:56 pm (UTC)
Хороший обзор, спасибо!
Только я не пойму, во сколько слоев ты одеваешься в зависимости от температур. На лыжах мне требуется только термокофта, теплые беголыжные штаны, и гортексовская куртка в любую температуру от -20 до +5. Кстати, присмотрись к беголыжным штанам -- могут стать хорошей альтернативой твоему ножному набору. Бывают тонкие для гонок, вообще как лосины летние, и потолще для тренировок с молниями по бокам и лямками. Правда, для попы не предусмотрено специального покрытия ткани, чтобы не протирались на седле.
voron_vp
Nov. 23rd, 2012 07:03 pm (UTC)
Без памперса уныло долго ездить, его жеж не дураки придумали.
voron_vp
Nov. 23rd, 2012 07:31 pm (UTC)
Лена, тут так просто не сказать, во сколько слоев. Обычно беру одежду с запасом и уже по пути регулирую. Это же зависит от наличия солнца, ветра, сильной усталости, рельефа, состояния дороги. Иногда полпоездки нормально ехать, а вторую половину жарко. В общем, дело индивидуальное.
sladkovm
Oct. 7th, 2013 08:09 pm (UTC)
отличный отчет, надеюсь, что мне не пригодится, но за проделанный труд респект ;)
heart_beater
Apr. 29th, 2016 03:15 pm (UTC)
Я пока что ездил при температуре от 0 до +15 в горнолыжной куртке, под которую надето термобельё. Когда было ближе к нулю, было отлично. Но вчера вот был дождь, а вечером было очень тепло. Пришлось куртку просто снимать и ехать в одном термобелье, потому что в куртке я просто упарился. Пока что могу констатировать, что в таком раскладе мне чаще бывает жарко, чем холодно. На температуру +7..+15 нужно что-то более лёгкое, чем лыжная куртка, но непромокаемое. А если теплее +15, то уже вообще пофиг, в чём ехать :)
voron_vp
Apr. 29th, 2016 05:29 pm (UTC)
В горнолыжной куртке выше 0 уже без вариантов жарко. Нужна ветровка без утепления (весом около 500-700 г), плюс под нее что-то по погоде.
( 18 комментария — Оставить комментарий )