?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

О шипованных покрышках

Я уже довольно давно пользуюсь шипованной резиной зимой, и она не раз спасала меня от падений. Поэтому вопрос о том, нужна ли шиповка зимой, тут даже не ставится. Другой разговор — какую модель выбрать из множества представленных на рынке.

Сразу оговорюсь, что здесь я не рассматриваю двухрядные покрышки. Не вижу ни одной причины, чтобы покупать их. Они очень тяжелые (во многом потому что дешевые), тонкие, плохо держат на льду. Словом, плацебо. Как раз падения на двухрядной резине, бывает, приводят к плохим последствиям, когда человек начинает ехать так, будто он на «нормальных» шипах. Благо, сейчас есть широкий выбор 4-рядных покрышек всех классов.

Городские покрышки

Типичные представители: Schwalbe Marathon Winter, Nokian W240. Для них характерна небольшая толщина (до 50 мм), сглаженный рисунок протектора, прочные боковины с проволочным каркасом, неострые шипы со стальными стаканчиками. Эти шины весьма износостойкие, тяжело убиваемые на асфальте, не очень боятся соли, — словом, вполне подходят для каждодневной езды. Простая и дубовая конструкция шин обуславливает их вес в районе 1 кг.

Обратная сторона медали — из-за небольшой толщины они очень плохо ведут себя на снегу. Не надо думать, будто в городе снега не бывает: когда вы едете на тонкой шине, любой снежный нанос приводит к тому, что велосипед начинает рыскать, есть риск уехать под колеса попутным машинам или упасть. Особенно плохо ехать по городу сразу после снегопада: машины уже умяли снег, в результате, езда превращается в непрерывную борьбу с велосипедом. Само собой, такие шины абсолютно не подходят для загородной езды вне качественно расчищенных дорог.

К сожалению, велосипеды с 28" колесами — гибриды, дорожники, циклокроссеры — часто ограничены в выборе только этим классом шин (более толстые шины для найнеров просто не влезут), что соответственно ограничивает их возможности на снегу. То же самое относится и к велосипедам с «нестандартными» колесами (20", 24" и т. п.), для которых других шин просто нет.

Внедорожные шины общего назначения

Типичные представители: Nokian Extreme 294, Schwalbe Ice Spiker. Эти шины уже предназначены для бездорожья, но еще сравнительно недороги в эксплуатации и не очень боятся асфальта. Имеется проволочный каркас, шипы могут быть неострыми, боковины тоньше, чем у городских, но еще не откровенно «бумажные». Вес у таких шин около 1 кг, поэтому они ощутимо ограничивают динамику велосипеда по сравнению с летней внедорожной резиной, которая обычно весит раза в два меньше.

Шины умеренной по современным меркам толщины, порядка 2.1", поэтому уже довольно неплохо ведут себя на снегу. В принципе, для обычных поездок на горном велосипеде это золотая середина: шины уже довольно неплохо ведут себя в сложных дорожных условиях, но еще сравнительно недороги в эксплуатации.

Внедорожные гоночные шины

Типичные представители: Nokian WXC300, Schwalbe Ice Spiker Pro. Такие шины в первую очередь предназначены для быстрой езды в очень тяжелых дорожных условиях. У них часто больше шипов, чем у шин общего назначения, каркас только кевларовый, шипы — острые в алюминиевых стаканчиках, боковины утончены до предела (хотя в 2014 году появились шины и с усиленными боковинами). Сами шины как правило шире (до 2.35"), что значительно улучшает их поведение на снегу. Вес у этих шин заметно ниже, чем у более простых моделей, порядка 600-800 г.

Гоночные шины обеспечивают хорошие ходовые качества, сравнимые с летней зубастой резиной, плюс отличное поведение на льду, но за это приходится расплачиваться низким ресурсом, ОСОБЕННО если много ездить по асфальту. Острые шипы тупятся, алюминиевые стаканчики гниют, известен случай, когда боковину у такой шины порвал шкодливый котёнок. Логично, что частая езда по дорогам общего пользования на такой резине приведет к ускоренному износу и необходимости регулярно менять шины (достаточно недешевые сами по себе).

Шины для фат-байков

Здесь пока что единственный вариант это шины серии 45NRTH Dillinger в размерностях 26x4.0" с 240 шипами и 26x4.8" с 258 шипами (цена в районе 150 евро). Можно немного сэкономить, купив нешипованный вариант примерно за 110 евро, и ошиповав шину самостоятельно по желаемой схеме (1 шип стоит 0,15 евро в составе набора Schwalbe из 50 шипов и инструмента для установки).

Также фат-байкеры иногда используют резину 26х2,35” от Nokian и Schwalbe. При установке ее на широкие ободья (говорилось о 65 мм) толщины покрышки хватает для того, чтобы она не пробивалась, а пятно контакта получается намного больше, чем у традиционных велосипедов.

Что выбрать

Владельцам горных велосипедов я советую выбирать между двумя видами внедорожных шин. Если хочется сэкономить и есть желание ездить по соленому асфальту, то смотрите на шины общего назначения. Если ходовые качества вам более важны, чем стоимость эксплуатации, — выбирайте гоночные шины, да потолще.

Если в ваш велосипед не влезает резина 2.1", то остается выбирать из городских четырехрядок. Для города такие шины НАМНОГО лучше, чем ничего (т.е. нешипованная резина). Но помните, что в загородных поездках в случае попадания на снег или «сложный» лед вам будет ехать намного тяжелее, чем владельцам внедорожной резины.

Установка шипов только на переднее колесо

Как известно, у велосипеда наиболее критично сцепление переднего колеса, тогда как буксующее заднее — это не так страшно. В свою очередь, задняя шина сильнее влияет на накат и больше изнашивается. Поэтому в начале зимы я ставлю переднюю шиповку первой, когда заморозки только-только начинаются. Заднюю шиповку ставлю уже в момент прихода настоящей зимы, со снегом и морозами. С наступлением весны поступаю в обратном порядке, снимая заднюю шиповку, когда начинаются поездки преимущественно по асфальту.

Это позволяет схитрить, улучшив поведение велосипеда с малым ущербом безопасности. Но стоит попасть с нешипованной задней покрышкой на хороший лёд (что часто бывает за городом, когда в городе еще/уже +10 и сухой асфальт) — и начнутся падения. Поэтому сильно полагаться на эту хитрость тоже не стоит — помните, что визит к хирургу стоит дороже комплекта резины!

Тэги:

Comments

( 26 комментария — Оставить комментарий )
reeve_nn
Nov. 5th, 2013 07:19 am (UTC)
Не хотел бы я встретиться с котёнком, способным порвать боковину ISP 26х2.35 :) Для езды по зимним лесным дорогам, увы, единственный вариант на рынке.
woozrael
Nov. 5th, 2013 02:16 pm (UTC)
Спасибо, для меня очень познавательно
lkrivenkov
Oct. 6th, 2014 01:49 am (UTC)
"1 шип стоит 0,15 евро в составе набора Schwalbe из 50 шипов и инструмента для установки" - интересно, а где можно купить такой набор? Я бы попробовал дошиповать свою резину Schwalbe Ice Spiker.
lkrivenkov
Oct. 6th, 2014 09:52 am (UTC)
Спасибо большое!
А на Continental Spike Claw 120 такие шипы подойдут? Я купил эти покрышки на распродаже, там сделаны отверстия под 240 шипов, но установлены только 120. Покрышки практически новые, я бы предпочёл их дошиповать.
voron_vp
Oct. 6th, 2014 10:19 am (UTC)
Не могу знать. Могут и подойти.
heart_beater
Oct. 20th, 2016 05:36 pm (UTC)
Вопрос насчёт "стоимости эксплуатации". А что, есть какие-то существенные расходы, кроме стоимости самих шин? С ними что-то нужно регулярно делать, и на это тратить деньги? Или тут имеется в виду то, что в результате износа придётся покупать новые?
voron_vp
Oct. 20th, 2016 05:40 pm (UTC)
Да, речь про износ. Гоночные стираются и теряют шипы заметно быстрее, а стоят намного дороже.
heart_beater
Oct. 20th, 2016 05:47 pm (UTC)
А какой у них примерно срок службы? Если каждый день ездить по городу примерно по 25 км, то на зиму хватит? И ещё, читаю вот отзыв на "Велопокрышку зимняя Schwalbe Ice Spiker 26x2.1":

покрышка конечно хорошая, но в снежной каше кидает из стороны в сторону, тяжело удержать велосипед, по асфальту сильно шумит, также по асфальту сильно теряется накат, для города резина подходит слабо в первую очередь потому что нет наката, но за лёд цепляется хорошо, проверял на ледяных горках

Что такое накат в этом контексте? Я по ледяным горкам ездить не собираюсь, мне надо чтобы на улице под машину не занесло. А дорожные условия зимой могут быть от асфальта до льда и снежной каши.
voron_vp
Oct. 20th, 2016 06:09 pm (UTC)
На зубастой резине (к которой относятся все внедорожные шиповки) по асфальту физически тяжело ездить, очень большое сопротивление качению. Про это говорят, что плохой накат. С другой стороны, если попасть на городской шиповке в снегопад или на занесенную снегом обочину (что в городе сплошь и рядом), ехать будет вообще практически нереально.

Насчет конкретных цифр долговечности ничем не помогу. Очень сильно зависит от того, по какому покрытию приходится ездить, от стиля вождения, от собственной критичности к состоянию резины (что для меня критический износ, для кого-то - совсем новая шина). Плюс я свои пробеги вообще не считаю.
heart_beater
Oct. 21st, 2016 10:01 am (UTC)
Сопротивление даже больше, чем просто на горных покрышках по асфальту?
voron_vp
Oct. 20th, 2016 06:10 pm (UTC)
Кстати, если надумаете брать зимнюю резину, рекомендую Schwalbe с bike-components.de или bike-discount.de. Там даже с учетом доставки получается намного дешевле, чем у местных барыг.
heart_beater
Oct. 21st, 2016 10:00 am (UTC)
Боюсь, учитывая, что снег ожидается уже на следующей неделе, там заказать я уже не успею. Ведь доставка может быть и месяц.
voron_vp
Oct. 21st, 2016 10:09 am (UTC)
Месяц - маловероятно. Ближе к 2 неделям, скорее. Дело ваше - или ходить пешком пару недель, или переплачивать несколько тысяч рублей.

Зимняя внедорожная резина - очень зубастая, с большими мягкими грунтозацепами. Летом подобную мало кто использует. Плюс масса самих шипов негативно влияет на ходовые качества, но это ко всем шиповкам относится в равной мере.
heart_beater
Oct. 21st, 2016 04:33 pm (UTC)
Что-то я на немецких сайтах покрышек Schwalbe Ice Spiker без Pro не нашёл. А про стоит с доставкой 49 евро, за две около 7 тыс. руб. будет. У нас за 8 можно купить, разница в 1000 всего.
voron_vp
Oct. 21st, 2016 04:42 pm (UTC)
https://www.bike-components.de/en/Schwalbe/Ice-Spiker-Pro-Performance-RaceGuard-26-Winter-Wired-Spike-Tyre-p41152/

Стоит 2х30 евро + 20 евро доставка, 80 евро = 5500 руб.

Обычный Ice Spiker больше не выпускается.

Edited at 2016-10-21 04:43 pm (UTC)
heart_beater
Oct. 21st, 2016 04:49 pm (UTC)
А, я не учёл, что у них доставка почему-то одинаково стоит для двух и для одной покрышки :)
Остаётся тогда один вопрос, подходят ли они для города. По вашей классификации получается, что не очень... А компромиссного варианта без "про" больше нет. Или я всё-таки что-то не так понял.
voron_vp
Oct. 21st, 2016 05:13 pm (UTC)
Они заменили дешевой модификацией Pro обычную Ice Spiker. Поскольку я ее в руках не держал и не ездил, тут уже мало чем помогу.
heart_beater
Feb. 13th, 2017 04:39 pm (UTC)
В итоге купил там, 3 месяца проездил, а вот сегодня обнаружил, что одна из покрышек лопнула сбоку :( И кусок камеры из неё уже выпирает. Попробую скотчем заделать, чтобы хотя бы до дома доехать. Но, скорее всего, до весны дотянуть уже не выйдет.
voron_vp
Feb. 13th, 2017 05:01 pm (UTC)
Современные покрышки с тонкими боковинами очень чувствительны к давлению. При низком давлении боковина быстро рвется. Мне с моими 68 кг надо держать не меньше 2 атм, а если с грузом на багажнике, то 3 атм.
heart_beater
Feb. 13th, 2017 05:33 pm (UTC)
А я, наоборот, думал, что она лопнула из-за того что перекачал её. Было где-то 1.5 атм, больше побоялся накачивать. Прошлой весной на велике Матвея покрышка лопнула при накачивании до 2 атм...
voron_vp
Feb. 13th, 2017 05:40 pm (UTC)
На боковине обычно написано, сколько надо качать. У МТБ-покрышек в среднем 2-4 атм. Меньше рекомендованного - будет рваться боковина. Больше - слишком большая нагрузка на обод, может начать трескаться. Если вес больше среднего, надо 3-4 качать, а то и при 2 может боковина рваться.

Чтобы покрышка взорвалась, это она либо бракованной должна быть, либо уже надорванной.
heart_beater
Feb. 14th, 2017 09:08 am (UTC)
М-да, кто бы мог подумать... У автомобильных норма 2, а тут, оказывается, надо больше.
В Матвейском велосипеде покрышка была уже не новая, я её накачал примерно до 2 атм за неделю до этого. И вдруг, ни с того ни с сего лопнула. Велосипед просто стоял в этот момент.
voron_vp
Feb. 14th, 2017 09:13 am (UTC)
Бывает, что некачественный обод прорезает боковину покрышки. Или плохо настроенные вибрейки протирают ее. Или опять же боковина износилась на низком давлении. Тогда может взорваться.

Но вообще 2 атм для велосипеда - это "детское" давление". На горных велосипедах используется 2-4 атм, на гибридах - 3-6 атм, на шоссейниках до 12 атм. Чем тоньше шина и уже обод, тем больше давление должно быть. На фатбайках с шинами 4-5 дюймов наоборот 2 атм - это уже предельное давление.

Я ради эксперимента накачал колесо на своем циклокроссе (тонкую шиповку) до 7 атм обычным авто-насосом. Но как правили у меня там было ближе к 3-4 атм.


Edited at 2017-02-14 09:14 am (UTC)
heart_beater
Feb. 14th, 2017 09:15 am (UTC)
Интересно, почему тогда в автомобилях норма меньше, при том что резина толще и нагрузка больше?
voron_vp
Feb. 14th, 2017 09:19 am (UTC)
От ширины резины и внутреннего объема зависит, очевидно. Думаю, дело в формуле F=P*S. Если в автомобильную шину попробовать вдуть 5 атм, то рядом с ней в этот момент лучше не находиться. Вроде, на фурах используются шины с очень большим давлением.
( 26 комментария — Оставить комментарий )